Удивительная и невероятная жизнь Стэна Ли, полная биография

Удивительная, захватывающая и невероятная жизнь Стэна Ли

В этой статье мы постараемся подробно раскрыть биографию Стэна Ли. Итак начнем... Если бы вы попросили 20 человек назвать писателя, вы, вероятно, получили бы 20 разных ответов: Стивен Кинг, Джоан Роулинг, Эрнест Хемингуэй... Попросите их назвать музыкальный коллектив, и вы снова получите 20 разных ответов. Но если вы попросите их назвать автора комиксов, если вы, конечно, не находитесь на конференции посвященной комиксам, вы, вероятно, получите 20 человек, которые все ответят одинаково: Стэн Ли.

И это неудивительно. В ходе своей карьеры Стэн Ли и его сотрудники, такие как Джек Кёрби и Стив Дитко, создали некоторых из самых узнаваемых персонажей в американской поп-культуре, включая Человека-паука, Халка, Железного человека, Людей Икс, Тора и Черную Пантеру - не говоря уже о Груте.

Кроме того, будучи редактором и издателем Marvel Comics, Стэн Ли культивировал восторженное публичное лицо и непреодолимую харизму, которая привлекала читателей к его книгам в массовом порядке, и как писатель, его решение нацелить свои сценарии на старших и более искушенных читателей, возможно, спасло комиксы как явление в то время, когда они боролись за читателей.

Хотя Стэн Ли скончался 12 ноября 2018 года, невозможно переоценить влияние, которое его жизнь и работа оказали на комиксы, супергероев и поп-культуру в целом. Вот краткий взгляд на фантастическую, удивительную и невероятную жизнь и биографию Стэна Ли.

"Если это будет моя судьба ...!"

Если это будет моя судьба

Стэн Ли, при рождении получивший имя Стэнли Мартин Либер, родился 28 декабря 1922 года в Верхнем Вестсайде Манхэттена, старший сын Силии и Джека Либера, еврейских иммигрантов среднего класса из Румынии. По словам самого Ли, его мать очень поощряла его писательство в молодости, и в старшей школе, где он получил прозвище "Стэн Ли", он занимался целым рядом творческих работ, включая написание некрологов для местной службы новостей и рекламных материалов для больницы.

Он мечтал стать великим американским писателем, но у судьбы были другие планы. В 1940 году Ли устроился на работу в качестве служащего, работая у мужа своей двоюродной сестры, Мартина Гудмена, которому принадлежало издательство комиксов Timely Publications. Когда подросток Ли начал работать в Timely, единственными сотрудниками были Стэн Ли, писатель по имени Джо Саймон и художник по имени Джек Кёрби. Последние два только что создали первый хит Timely с патриотическим супергероем по имени Капитан Америка. Ли, между тем, был энергичным работником, известный тем, что играл на окарине, чем несомненно огорчал Кёрби.

В течение года Ли продвинулся от посыльного до писателя, написав прозаическую историю для комикса "Капитан Америка" № 3, в которой Капитан Америка впервые бросает свой щит. В 1941 году Саймон и Кёрби уйдут из Timely, а 18-летний Ли оказался главным редактором Timely Comics - работа, которую он будет выполнять более 30 лет, так как Timely стал Atlas и, наконец, Marvel Comics.

Глядя вперед!

Глядя вперед!

Однако срок полномочий Ли в качестве главного редактора не был полностью непрерывным. Как и многие молодые люди в то время, он поступил на службу в армию в 1942 году, чтобы внести свой вклад в военные действия. Как объясняется, Ли служил в армейском корпусе связи США, и в 2017 году он был удостоен чести за свою службу, будучи принятым в члены полковой ассоциации корпуса связи.

Каковы были его обязанности во время войны? Хотя он не был на поле боя, убивая нацистов и освобождая концентрационные лагеря как его самый известный сотрудник Джек Кёрби, он внес свой собственный вклад. Как поясняет Comic Book Resources, официальная классификация работы Ли была "драматургом", факт, который, очевидно, удивил даже самого Ли, который, по-видимому, не писал пьес во время службы. (Это не так уж странно: "драматург" был, по-видимому, довольно распространенной классификацией должностей во время Второй мировой войны, на которую был назначен ряд романистов и сценаристов).

Будучи переведенным в армейскую кинодивизию в Нью-Йорке, Стэн Ли писал учебные материалы и копировал их для вывесок и плакатов. Похоже, что особое внимание в работе Ли уделялось предупреждению солдат об опасности венерических заболеваний. В обеих своих автобиографиях Ли с гордостью утверждал, что придумал фразу "VD? Not me!" для армейских материалов. Не совсем "Траур к лицу Электре", но он, вероятно, действительно помог некоторым людям с этим.   

Стэн Ли был с честью демобилизован в 1945 году и сразу же вернулся в Timely, где, по-видимому, старался как можно меньше думать о венерических болезнях.

"Посмотри правде в глаза, тигр... ты просто сорвал джекпот!"

"Посмотри правде в глаза, тигр... ты просто сорвал джекпот!"

В 2016 году Ли рассказал The Hollywood Reporter историю о том, как он встретил свою жену Джоан: в детстве он снова и снова рисовал свою идеальную женщину. Когда он вернулся из армии в 1945 году, один из двоюродных братьев Ли сказал ему, где он может встретить симпатичную девушку по имени Бетти. Ли пошел в квартиру Бетти и постучал в дверь, но Бетти не ответила. Женщина с его рисунков так и сделала.

Этой женщиной была Джоан Клэйтон, которая, очевидно, импульсивно вышла замуж за американского солдата, чтобы досадить возлюбленному детства, но сразу же влюбилась в Ли, как и он в нее (Ли утверждал, что он сделал предложение на первом свидании). В то время самый простой способ получить развод заключался в том, чтобы поехать в Неваду на шесть недель, достаточно долго, чтобы обустроить место жительства, так что туда отправилась Джоан. Вскоре после того, как Клэйтон получила развод, она вышла замуж за Стэна Ли.

Они поженились в 1947 году и прожили вместе 69 лет до смерти Джоан в 2017 году. Как сообщает The Hollywood Reporter, они были "безнадежно преданы друг другу". У них было двое детей: Джоан Селия, родившаяся в 1950 году, и Ян, которая, к сожалению, умерла во в младенчестве в 1953 году. Ли часто цитировал Джоан в качестве своего величайшего вдохновения, и она снялась вместе со своим мужем в "Люди Икс: Апокалипсис" 2016 года.

С верой в будущее

С верой в будущее

1950-е годы были трудным временем для комиксов в целом и для Timely - теперь известной как Atlas Comics - в частности. Как поясняет Vulture, комиксы рушились из-за моральной паники, связанной с подростковой преступностью и связанными с ней слушаниями в Конгрессе, но Atlas изо всех сил пытался найти точку опоры, вытесняя западные и криминальные комиксы. Ко всем трудностям, Мартин Гудмен решил, что больше не хочет распространять свои комиксы. Само по себе это решение могло бы быть правильным, но проблема заключалась в том, что Гудмен решил начать распространение через American News Company, на которую федеральное правительство подало в суд иск за монополию на газетные киоски. Atlas был вынужден заключить сделку со своим крупнейшим конкурентом DC Comics, и совместно распространять комиксы.

Эта сделка означала, что Atlas мог выпускать только восемь книг в месяц, условие, которое соблюдалось до основания Marvel. Это означало, что Стэн Ли с скрипя сердцем был вынужден уволить почти весь свой штат, оставив его снова как единственного писателя и редактора. Ли возглавлял костяк сотрудников, пока Atlas не начал снова набирать штат, но хорошая новость заключается в том, что в эти новые кадры вошли Стив Дитко и вновь вернувшийся Джек Кёрби.   

Тем не менее, унылый Ли, которому уже было за тридцать, подумывал о том, чтобы уйти от комиксов навсегда, пока, по словам самого Ли, его жена не сказала ему не уходить, пока он не выпустил хотя бы одну книгу, которой бы мог гордиться.

Эта книга оказалась "Фантастической четверкой".

Величайший журнал комиксов в мире

Величайший журнал комиксов в мире

Существуют две основные версии истории о том, как была создана "Фантастическая четверка", и Vulture излагает обе эти версии: Джек Кёрби говорит, что он вошел в кабинеты нынешнего Marvel, чтобы найти мебель, которую можно забрать, а Стен Ли плачет, поэтому он закатал рукава и создал книгу, которая спасла комиксы. В качестве альтернативы Ли сказал, что Мартин Гудмен велел ему написать книгу о команде супергероев, чтобы конкурировать с хитовым сериалом DC Comics "Лига справедливости Америки". И он это сделал.

Какова бы ни была правда, неоспоримым фактом является то, что "Фантастическая четверка" - это книга, которая навсегда изменила комиксы и, возможно, спасла индустрию. С этой новой книгой Ли и Кёрби прогремели в эпоху комиксов Marvel.

Ли и Кёрби выпустили более 100 выпусков "Фантастической четверки" - непревзойденное достижение с точки зрения влияния и масштабов. К третьему году существования бренда "Фантастической четверки" пара выпускала хит за хитом: "Нелюди", "Галактус", "Этот человек... Это монстр!". Как отмечает Syfy, "Фантастическая четверка" были идеальной смесью умопомрачительной научной фантастики и приземленной семейной динамики. Утверждение, которое выходило за рамки названия большинства выпусков – "Величайший журнал комиксов в мире" - не было праздным хвастовством. Marvel Comics произвела революцию в мире комиксов в 1961 году, и "Фантастическая четверка" была ее первым залпом.

"С огромной силой ..."

С огромной силой

Стэн Ли и его сотрудники, очевидно, не были удовлетворены созданием одного комикса, который, однако, изменил бы все. "Фантастическая четверка" дебютировала в 1961 году, но в 1962 году последовала череда супергероев: Человека-муравья, Халка, доктора Стрэнджа, Тора и Человека-паука.

Дебютировавшая в августе 1962 года "Удивительная Фантазия: #15", Человек-паук удвоил концепцию Ли о сверхлюдях со слишком человеческими проблемами. С Питером Паркером, Ли и Стив Дитко представили героя-подростка (еще одно новшество, до этого подростки были отнесены к статусу напарника), над которым издевались в школе, изводили на работе, и его постоянно переполняла тревога за пожилую тетю. Он использовал юмор как защитный механизм, чтобы отвлечься от собственной неуверенности в себе. На самой первой странице его самого первого появления все популярные дети в школе называют его ботаником. И это еще до того, как вы поймете, что на него постоянно нападают миллионеры в эльфийских костюмах и русские в штанах для йоги. Он вовсе не миллионер Брюс Уэйн.

Такие разные площадки, как Forbes, Esquire и Comics Alliance, согласны с тем, что Человек-паук - величайший супергерой из когда-либо созданных, и они не ошибаются. Нет, не спорь. Неважно, что ты думаешь о Зеленом Фонаре. Это определенно Человек-паук. Волна подражателей, даже от самого Marvel (Нова, Спидбол, Тёмный ястреб, Современный Человек-Паук и т. д.), показывает, что даже спустя 50 лет, все еще пытаются поймать волну успеха Человека-Паука.

Мыльница Стэна

Мыльница Стэна

Инновации Стэна Ли вышли за рамки просто того, что произошло на страницах комиксов. Он также развивал преданную фанатскую базу, которая кричала "Сделай мой Marvel!" через письма страниц и фан-клуб. Обладая очень представительным и приветливым стилем, Ли создал образ команды Marvel как крутой семьи, которую читатель мог почувствовать частью текстовых фрагментов на странице, особенно в колонке "Мыльница Стэна".

Marvel Comics также сумели выделиться среди остальных, нацелив свои истории на подростков и молодых людей, а не на детей. Помимо того, что такие персонажи, как "Человек-паук" и "Серебряный серфер", стали популярными в студенческих городках, это также означало, что Ли мог решать более сложные социальные проблемы не только в своих рассказах, а также в колонках "Мыльницы Стэна".

С этой страницы Ли также создал Фонд Стэна Ли в 2010 году, целью которого является обеспечение доступа к ресурсам грамотности, "содействие разнообразию, национальной грамотности, культуре и искусству" и "создание сообщества учащихся, соавторов и создателей".

Эксельсиор!

Эксельсиор!

Согласно Vulture, к 1965 году Marvel продавала 35 миллионов комиксов в месяц, или примерно один комикс на каждые пять человек в Америке на то время. В буквальном смысле, благодаря своему редакторскому и писательскому стилю, Стэн Ли спас индустрию комиксов в 1960-х годах. Но этого было недостаточно для Ли. Как самая известная из его многочисленных фраз – "Эксельсиор!" - Ли хотел пойти еще выше.

В 1972 году, в возрасте 50 лет, Ли перестал писать комиксы на ежедневной основе впервые с тех пор, как он был подростком. Стэн Ли, будучи президентом и издателем Marvel он отказался от написания ежемесячных комиксов (он также довольно быстро ушел с поста президента, чтобы сосредоточиться на более креативной должности издателя). Но Голливуд был в его поле зрения. В 1980 году Ли переехал в Лос-Анджелес, чтобы продвигать достояние Marvel в качестве телевизионных и кинопроектов. Как бы странно это ни казалось сегодня, на самом деле это было довольно сложно в то время. 

Тем не менее, он стал исполнительным продюсером, а иногда и рассказчиком для ряда проектов Marvel, включая мультфильм "Невероятный Халк" 1980-х годов и мультфильм "Человек-паук" 1990-х годов. Он иногда возвращался к комиксам для таких проектов, как Just Imagine Stan Lee, изданного вселенной DC, но в последующие годы он сосредоточился на мультимедийных проектах, сначала для Stan Lee Media, а затем для POW! Entertainment.

И в заключение!

И в заключение!

В телевизионном фильме 1989 года "Невероятный Халк: Испытание" Стэн Ли сыграл эпизодическую роль в качестве старшего присяжного на суде над доктором Дэвидом Беннером. Это будет первой из действительно ошеломляющего числа эпизодических ролей в фильмах и телепроектах Marvel Comics. Начиная с «Людей Икс» 2000-х годов, Ли появлялся почти в каждом фильме и телешоу Marvel, в результате чего появились буквально десятки эпизодических ролей, в том числе он играл почтальона Вилли Лампкина в "Фантастической четверке" 2005 года и своего друга из реальной жизни Хью Хефнера в "Железном Человеке" 2008 года.

Но даже прежде, чем стать одним из самых узнаваемых лиц в многомиллиардной франшизе, Стэн Ли неизменно сделал себя публичным лицом не только комиксов Marvel, и не только комиксов о супергероях, но и комиксов как целой среды. Стэн Ли благодаря своему неослабевающему энтузиазму и природной харизме превратил себя в феномен поп-культуры и в американскую икону, создав сокровищницу персонажей, любимых поклонниками всех возрастов по всему миру. Невозможно оглядеться в наши дни, не увидев вещи с отпечатками пальцев Ли (и Кёрби, и Дитко), что, вероятно, Ли в 1958 году никогда бы не смог представить. Такова захватывающая биография Стэна Ли. 

Он хотел создавать романы, но вместо этого он создал вселенную. Неплохо для посыльного из Верхнего Вестсайда.